Иайдо и дзен

Знаменитый  дзенский монах Такуан Сохо, живший на рубеже 16-17 веков, был современником таких выдающихся мастеров меча, как Миямото Мусаси и Ито Иттосай Кагэхиса. Мало того — он с ними дружил и активно переписывался.

В беседах и письмах к ним Такуан много раз упоминал, что боевые искусства и дзен суть едины: сознание мастера меча в поединке и сознание мастера дзен во время медитации — одинаковое.

Мастер Такуан всегда говорил: «разница между новичком и мастером не в навыках или знаниях, а в умении сосредоточиться». Здесь он имел ввиду Дзансин — состояние расслабленной осознанности, когда человек не концентрируется на цели (поразить противника), абстрагируется и от самого противника, и от себя. В это время он все видит вокруг себя, чувствует положения вещей, людей и самого пространства. Всеобъемлющее внимание.

Мусин. «Мусин но син» — дзенское выражение, обозначающее «ум без ума». Это состояние безмыслия, когда разум человека свободен, нет ни диалога, ни размышлений, ни сомнений.

При вхождении в Мусин техники и цели уже не имеют значения, они только мешают. Движения свободны, меч двигается сам, увлекая за собой мечника. Ум текуч и открыт для всего и ничто не может его остановить. Только движение. Только жизнь.

Мусин достигается не только в бою. Выполняя ката, можно тренироваться входить в это состояние, сохранять его. И далее — распространять его на повседневную жизнь, на свои дела, на все стороны своей жизни.

Стать осознанным. Пробудиться.

Статьи в блоге

Поделиться ссылкой: